17 авг. 2020

Северный речной вокзал - история причала

Северный речной вокзал - история причала

Это Северный речной вокзал – морской порт столицы, у которого завершается судоходная трасса канала имени Москвы. Здание, запущенное в эксплуатацию в 1937 году, сегодня находится на реконструкции. Однако по-прежнему привлекает внимание туристов, маня своими тайнами и секретами.

Строительство

Своему появлению Северный речной вокзал обязан каналу имени Москвы, до 1947 года известному как канал Москва-Волга. Строительство вокзала и порта велось параллельно со строительством канала – началось весной 1933 года и завершилось через 4 года.

В 1937 году была открыта навигация по каналу, и Северный речной вокзал стал одним из символов превращения Москвы в «порт пяти морей».

Информации о процессе возведения здания практически нет. Все потому, что сам канал строили заключенные Дмитлага, проект был под контролем НКВД, а вся документация оказалась засекречена.

Миф о кремлевской звезде

При первом же взгляде на здание вокзала в глаза бросается высокий шпиль, венчает который большая пятиконечная звезда. Классическая советская звезда отмечена не менее классическим советским символом – серпом и молотом.

В большинстве информационных источников указано, что до появления на вершине вокзала эта звезда красовалась на Спасской башне московского Кремля. Вот только на проверке оказалось, что любопытная историческая деталь – всего лишь миф.

На самом деле это две разные звезды. В качестве доказательства достаточно даже одного факт: канал с в вокзалом ввели в эксплуатацию весной 1937 года, а кремлевскую звезду демонтировали только в октябре.

Кстати, сам шпиль, по проекту, должен был стать своего рода маяком для проплывающих судов. В башне предусмотрен механизм, который позволяет складывать и убирать шпиль, а затем возвращать его на место. Планировалось запускать его в начале и завершении сезона навигации, но по факту механизм приводили в действие несколько раз.

Реконструкция вокзала

В 1987 году вокзал был признан памятником архитектуры. Однако этот статус не предотвратил постепенное разрушение здания, связанное со снижением пассажиропотока и сомнительным обслуживанием. К 2005 году состояние вокзала было настолько печальным, что функционировал только ресторан. Первая попытка реконструкции была сделана в 2010 году, но в реальную работу она не перешла. В 2017 году аварийное здание вокзала получило статус находящегося в запустении.

Тогда правительство Москвы решило объявить конкурс на проведение реконструкционных работ.

Уже в конце 2018 года стартовал процесс восстановления здания – по всем прогнозам, Северный речной вокзал снова станет полноценно функционирующим объектом московской транспортной инфраструктуры.

Меняется и прилегающий к нему парк – обновляется набережная, появляются зоны отдыха с фонтанами и тропинками для пеших прогулок.