18 сент. 2020

Как строился Большой Каменный мост

Как строился Большой Каменный мост

Сегодня он открывает каждому гражданину России свой взгляд на сердце российской столицы – Кремль. Он – это Большой Каменный мост, соединяющий не только Кремлевскую набережную с Софийской, но и несколько исторических эпох.

Три состояния Большого Каменного

Это может показаться ироничным, но когда-то Каменный мост был деревянным. Составленный из скрепленных плотов с бревенчатым настилом, он требовал особых правил эксплуатации. Плывет баржа – мост нужно развести в разные стороны. Наступает зима – конструкцию надобно разобрать. Передвигаться по самому мосту было неудобно и даже небезопасно. С этим нужно было что-то делать, и в 1643 году царь Михаил Федорович пригласил мостового мастера из Страсбурга Ягона Кристлера для строительства уже капитальной каменной конструкции.

Кристлер, будучи истинным знатоком своего дела, прибыл в Москву не только с идеями, но и с инструментами и даже строительным материалом. Вот только начавшееся в 1644 году строительство уже на следующий год было приостановлено – Михаил Федорович скончался, а его сын Алексей Михайлович не видел надобности продолжать работы. В итоге новоиспеченный наследник «перебросил» Кристлера на другие объекты, но поработать долго мастеру не удалось – скончался.

Возрождение моста пришлось только на 1680-е годы, когда царевна Софья, заручившись поддержкой своего фаворита князя Василия Голицына, вернула к работе план Кристлера. Причем в буквальном смысле – для строительства использовали подготовленные страсбургским мастером чертежи и макет. Длина финишной конструкции составила 170 м, ширина – 22 м, а высота – 15 м. И конечно, новый мост притягивал к себе жителей и гостей Москвы. Он фактически стал новой улицей, на которой располагались торговые палатки и даже питейные дома.

Увы, менее чем через 100 лет первозданное состояние Большого Каменного было почти полностью стерто. Окружающие его постройки были разобраны, река обмелела, а сам мост выглядел разрушенным. В этот период он стал местом сбора алкоголиков, жуликов и бездомных. Передвижение с торговыми телегами все больше походило на опасное приключение, из которого не всем удавалось выбраться живыми. В 1857 году было принято решение избавиться от моста и поставить на его месте новый. Самим москвичам такой план показался неразумным – основа конструкции все еще была в хорошем состоянии. Свидетельствует об этом и тот факт, что каменную кладку пришлось взрывать – она просто не поддавалась стандартным инструментам. Однако план руководства столицы все же выполнили – новый мост был запущен в 1859 году. И на этот раз он был металлическим.

Как ни странно, история Большого Каменного нашла продолжение и в XX веке. В 1938 году в рамках выполнения генплана по перестройке Москвы мост было решено перенести вниз по течению, ближе к Кремлю. Именно в таком виде и местоположении он известен современникам – 487-метровая конструкция в строгом каменном дизайне.