Текущая версия была представлена в 1938 году, однако история моста началась задолго до официального открытия.
Путь от брода до моста
На месте современного моста еще до XVI в. находился так называемый Крымский брод, по которому крымские татары совершали набеги на Москву. Такое название ориентировочно закрепилось за переправой в период XVI-XVII вв. – во всяком случае, первое его упоминание в книгах датируется 1673 годом. В этот же временной отрезок брод стал именоваться Крымским перевозом и уже использовался на коммерческой основе.
Строительство Водоотводного канала в 1783-1786 гг. привело к существенному поднятию уровня воды в Москве-реке, и тогда встал вопрос о создании полноценной переправы на месте брода. Так, в 1789 г. был построен Никольский наплавной мост. По сути, он представлял собой деревянные плоты, соединенные веревками.
В зиму плоты убирали, а после схода льда весной снова собирали в переправу. Это доставляло массу неудобств, поэтому в начале 1800-х гг. от наплавного моста отказались в пользу деревянного. Несмотря на то, что конструкция была установлена на сваи, она часто требовала ремонт. Причиной ее разрушений стали ежегодные паводки. Проблему решили кардинально – деревянная конструкция была в 1873 г. заменена на железную.
Сталинская гордость
Москва, как известно, никогда не стояла на месте. В 1920 г. был объявлен конкурс на строительство 3-х мостов, в числе которых, как ни странно, оказался и Крымский. Конкурс прошел, но работы ведущих архитекторов так и не были полностью приняты членами жюри.
Уже через 10 лет началась разработка Генплана реконструкции Москвы, и вопрос с возведением мостов был снова поднят. В 1936 г. железную конструкцию Крымского моста сдвинули на 50 м вниз по течению Москвы-реки – это было сделано для освобождения места под уже новый проект моста. В 1938 г. Крымский мост появился в том виде, что его знают москвичи.
Для Иосифа Сталина новый мост стал настоящей гордостью. Во-первых, это единственный подвесной мост через Москву-реку. Во-вторых, конструкцию отличает удивительный удельный вес стали – 1 тонна стали на 1 м2 поверхности. В-третьих, для того времени мост имел прогрессивный дизайн. Его очертания напоминали арфу, а это был любимый музыкальный инструмент Сталина.
О конструкции ходит еще одна интересная легенда. Есть мнение, что среди стальных заклепок спряталась одна, выполненная из чистого золота. Якобы Сталин был человеком суеверным и считал, что золотой элемент в архитектурной конструкции станет своего рода даром высшим силам.
Насколько легенда соответствует действительности, неизвестно. А вот то, что Крымский мост стал настоящей достопримечательностью Москвы – это факт. По нему нужно обязательно проехаться, а лучше – пройтись. Вид на столицу открывается прекрасный!